Конференция «Духовно-нравственная культура в Высшей школе» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений)

23 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Российском университете дружбы народов состоялась III Международная Конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе».

Организаторами Конференции выступили: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН), ПРО-СУРПЦ «Учебный Комитет Русской Православной Церкви» (Учебный комитет), Межрегиональная общественная организация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых».

Сопредседателями оргкомитета Конференции являются члены Организационного Комитета XXIII Международных Рождественских образовательных чтений — архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, председатель направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» и Владимир Михайлович Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, академик Российской академии образования, председатель ВАК Минобрнауки России.

Целью проведения Конференции стало обсуждение плана мероприятий реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

С приветственным словом к участникам Конференции обратился Сергей Юрьевич Глазьев — Председатель Совета Научного центра евразийской интеграции, академик, советник Президента Российской Федерации.

Приветствия в адрес участников Конференции направили: Вячеслав Алексеевич Никонов — Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию, Александр Владимирович Коновалов — Министр юстиции Российской Федерации, Александр Эдуардович Страдзе – директор Департамента государственной политики воспитания детей и молодежи Минобрнауки России.

На пленарном заседании выступил В.М. Филиппов, ректор РУДН, председатель рабочей группы по разработке Стратегии развития воспитания в РФ о разработке плана мероприятий по реализации Стратегии. Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА выступил с докладом «Русские афонские подвижники как нравственный идеал» и сообщил, что 2016 год посвящен русским подвижникам на Афоне.

В.Н. Расторгуев, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова сделал сообщение о Цивилизационном подходе к стратегии образования в современной России. О духовных практиках в вузе рассказал протоиерей Геннадий Заридзе — председатель Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых».

А.Л. Семёнов, ректор МПГУ, д. ф-м наук, профессор, академик РАО, постоянный участник Конференции, сделал доклад о развитии духовно-нравственного потенциала будущих учителей в условиях педагогического вуза. Живой интерес вызвал доклад Игумена Киприана Ященко — ректора Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, к.п.н., доцента МДА об особенностях духовно-нравственного становления студенческой молодёжи России.

Подчеркнул роль семьи в глобализирующемся мире Аслан Хусейнович Абашидзе – заведующий кафедрой международного права РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН, Член экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, доктор юридических наук, профессор.

Как видит духовно-нравственное образование Святейший Патриарх Кирилл (по материалам трудов Святейшего) выступил Евгений Семенович Полищук — заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

С интересным сообщением о роли патриотического воспитания выступил Ю.А. Дашкин, генерал-майор, начальник кафедры Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Завершила работу пленарного заседания Ж.В. Пузанова – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, зав. социологической лабораторией РУДН докладом «Российская молодежь в контексте борьбы с проявлениями экстремизма: социологическое измерение».

В ходе Конференции была организована работа семи круглых столов.

Так, на круглом столе «Стратегия развития воспитания в контексте национальной безопасности страны», работу которого организовали И.П. Рязанцев, В.Н. Малыш, Е.В. Сафронова, Н.П. Нарбут обсуждались вопросы формирования нравственных ориентиров студентов как основы культурного и духовного кода нации (Е.В. Сафронова); «Информационная безопасность личности и духовно-нравственное воспитание» (В.Н. Малыш), «Восстановление традиций в образовании как залог национальной безопасности страны» (Савина О.А.); «Воспитание культуры межконфессиональных отношений как составляющая подготовки будущих врачей» (Сахарова Л.Г.) и др.

Круглым столом «Духовно-нравственные критерии в исследовательской и аналитической деятельности» руководили протоиерей Геннадий Заридзе, В.Н. Расторгуев, Ж.В. Пузанова и М.А. Хованская. В процессе его работы остро обсуждались вопросы духовно-нравственной ответственности ученого в целеполагании научной деятельности (о. Геннадий Заридзе), «Способы сбора и распространения информации о положительном опыте сочетания духовно-нравственных основ и профессионализма, организации способов передачи положительного опыта» (И.И. Косинова), «Методология работы православного учёного – преподавателя: внешние и внутренние вызовы и пути их преодоления» (В.В. Компаниец) и др.

Руководители третьего круглого стола В.И. Попов, Иеромонах Моисей (Дроздов), Н.А. Григорьева отмечали, что тема «Духовно-нравственные ценности и здоровьесбережение нации» вызывала интерес у всех участников. Особенный интерес был к докладам: «Монастырские традиции оздоровления как основа духовно-нравственной культуры здоровья нации» (Иеромонах Моисей (Дроздов), «Ценностно-смысловое самоуправление – средство развития здоровья нации» (А.В. Курбатов), «Духовно-нравственная культура врача и демографическая политика» (И.В. Силуянова) и др.

Круглый стол 4 был посвящен обсуждению «Педагогических технологий духовно-нравственного воспитания в ВУЗе». Руководители данного направления: игумен Киприан Ященко, Гагаев П.А., Вихрян А.П., Л.И. Губернаторова. Такие сообщения, как «Семейный аспект отечественной Стратегии воспитания» (Белобородов И.И.), «Риски процесса десоциализации среди молодого поколения» (Галиев С.С.), мастер-класс «Методы формирования нравственных ориентиров студентов в контексте образовательного процесса ВУЗа (Фирстова Е.В.) и ряд других вызвали интерес у участников секции.

В ходе работы круглого стола 5 «Студенческое добровольческое движение как духовно-нравственная составляющая обучения в ВУЗе» были представлены лучшие практики волонтерской работы студентов. Так, руководители М.А. Симонова, иеромонах Кассиан, Е.В. Кряжева-Карцева отмечают, что сообщения «Студенческое добровольчество на Ставрополье и на Северном Кавказе» (Митрофаненко В.В), «Соработничество Центра добровольчества «Млечный путь» Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко с отделом по церковной благотворительности и социальному служению Воронежской епархии» (Истратова Ксения), «Общественное сиротство: не проходите мимо! (опыт волонтеров ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в помощи бездомным)» (Перфильева Мария) и др. заслуживают отдельного внимания и могут быть рекомендованы для более широкого освещения.

Работа круглого стола «Массовая культура как инструмент формирования мировоззрения современной молодежи» прошел при участии

С.Г. Проскурина, Иерея Павла Лизгунова, А.В. Шабаги и М.А. Яковлева. На секции обсуждались выступления «Подводные камни» современной молодёжной культуры» (Иерей Игорь Шацкий), «Музыкальное просвещение современной молодежи в России» (С.Г. Проскурин), «Духовность как фактор культуры личности» (Зверева Г.А) и др.

Еще один круглый стол был организован кафедрой международного права РУДН – «Духовно-нравственное воспитание в процессе подготовки юристов» (руководители: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Семенова Н.С.). В работе данной секции обсуждались актуальные вопросы, такие как «Право и нравственность» (А.И. Хвыля-Олинтер, протоиерей), «Духовно-нравственное и профессиональное значение для юриста византийских корней России» (Е.В. Киселева), «Духовно-нравственное воспитание в вузе через методику преподавания на примере спецкурса «Международное право прав человека»» (Е.А. Осавелюк), «Антикоррупционное воспитание юристов» (Л.А. Букалерова) и др.

Участники Конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», обсудив доклады участников, представителей государственных структур, высших учебных заведений и общественных организаций, пришли к следующим выводам:

Общим делом соработничества для научной общественности, российских вузов и Русской Православной Церкви в 2016 году будет широкомасштабное празднование юбилея и возрождение 1000-летнего духовно-культурного наследия древнерусского монашества на Святой Горе и Русского Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря.

В условиях обострения международной обстановки необходима дальнейшая консолидация российского общества. Долгосрочные цели государства и Церкви полностью совпадают, прежде всего, в плане защиты информационного и образовательного пространства от всех форм идейной и духовной агрессии, целью которой является разрушение лучших традиций многонационального российского общества, размывание ценностей, сохраняющих преемственность поколений и сберегающих цивилизационный код России.

Воспитание молодежи – актуальная проблема любого общества, и воспитание это, начинаясь с семьи, детского сада, продолжается на школьной скамье и закрепляется в высшей школе и профессиональной деятельности.

Молодежь – наиболее подверженная влиянию социальная группа, поэтому задача образовательной системы в целом не только вырастить специалиста, но воспитать личность, выработать у нее правильную «оптику» и мировоззрение. В этом вопросе невозможно игнорировать духовно-нравственные основы, которые, конечно, закладываются в семье. Вместе с тем другие социальные институты, особенно институт образования, который является одним из важнейших агентов социализации, не должны оставаться в стороне, а, наоборот, могут и должны развивать у молодежи такие качества как патриотизм, принципы дружественности и взаимопомощи, морали, стремление к саморазвитию и активную жизненную позицию.

«Здоровая личность» — это в первую очередь гражданин своего государства, обладающий патриотическими установками и духовно-нравственными ориентирами. Таким образом, увеличение в современном российском обществе доли «здоровых» личностей среди молодежи напрямую влияет на жизнеспособность общества, поэтому воспитание «здоровых» личностей – цель образовательной системы и основа национальной безопасности страны.

В условиях обострения международной обстановки необходима дальнейшая консолидация российского общества. Долгосрочные цели государства и Церкви полностью совпадают, прежде всего, в плане защиты информационного и образовательного пространства от всех форм идейной и духовной агрессии, целью которой является разрушение лучших традиций многонационального российского общества, размывание ценностей, сохраняющих преемственность поколений и сберегающих цивилизационный код России.

Официальный сайт Международных Рождественских чтений: http://mroc.pravobraz.ru

Официальный сайт РУДН: http://www.rudn.ru/?pagec=4977